Балашовское благочиние - Послание к пастве Преосвященнейшего Тарасия, Епископа Балашовского и Ртищевского, в дни Великого поста
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Послание к пастве Преосвященнейшего Тарасия, Епископа Балашовского и Ртищевского, в дни Великого поста 24 Февраль 2012





Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков

Песнопения Первой седмицы Великого поста.

"Душе моя, душе моя восстани, что спиши? Конец приближается..."

Канон великий святого Андрея Критского



                                                                        Возлюбленные братья и сестры!


Вновь святая Мать-Церковь зовет нас благовествуя нам: "Се ныне время благоприятное! Се ныне - день спасения!" Наступили дни Великого поста, дни покаяния и очищения, дни приуготовления нашего к Светлому празднику Воскресения Христова.

Трудно многим из нас ныне по немощи или занятости нашей постоянно вести жизнь по-настоящему церковную, как вели ее благочестивые предки наши. И Мать-Церковь выделяет время особое - Великий пост - для духовного отрезвления нашего, для исцеления от грехов, страстей духовных и телесных недугов, укрепляя нас в Вере Православной. Не упустим же спасительных дней поста, поспешим в храмы Божии! Прислушаемся к молитвам и песнопениям, ныне возносимым, примем в сердца наши услышанное в храме, и мы сможем сами почувствовать, как оживает душа наша! Дни Великого поста дают нам благую возможность для нового шага по пути покаяния и очищения своей собственной души.

Возлюбленные мои! Взглянем на себя без самооправдания! Мы часто уподобляемся детям малым: просить научились, а поработать Отцу нашему, исполнить волю его не торопимся. И только от нас зависит: сохраним ли мы обретенное нами это прекрасное и спасительное состояние души или дадим заботам повседневным вытравить его из нас на вечную погибель нашу.

Разве не в чем покаяться нам? Разве всё нами сделано, чтобы жить по заповедям Господним? Сегодня многие называют себя православными, подчеркивают, что они люди крещенные, а в делах своих оказываются хуже язычников. Доброе дело - носить крест на груди или ставить время от времени свечу перед святыми иконами, только одного этого мало. Вспомним слово Евангельское: "Не всякий, говорящий Мне "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного (Мф. 7, 21).

Вслушаемся в вопль плачевный пророка Исаии, что звучит ныне, в первые дни Великого поста, в храмах Божиих. Это нас с вами обличает Господь словами посланца Своего: "Горе тем, которые с раннего утра ищут крепкого напитка и до позднего вечера разгорячают себя вином, а на дела Господни они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют... Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервиями суетности и грех - как бы ремнями колесничными... Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом и свет тьмою, горькое почитают сладким и сладкое горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!" (Ис. 5; 11, 18, 20-21).

Поистине страшно слышать о всем том, что творится в крае нашем, а мы молчим, делаем вид, что нас это не касается, находим и множим "оправдания" себе, цепляемся за привычную суету, чтобы только не менять жизнь свою, чтобы только не следовать за Христом!

Кое-кто скажет "Нас никто не учил, мы не знаем ничего!" Но как раз сейчас Мать-Церковь зовет: "Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Пс. 33, 12). Когда, как не в дни Великого поста настало время прийти нам в храм Божий и почерпнуть здесь все необходимое для спасения собственного!

Вот и будем же учиться поступать как положено людям православным! И самый первый шаг к этому православному житию: без всякого самооправдания, без всякого самосожаления без всякого извинения себя беспощадно оценим нынешнее духовное состояние свое. От этого осознания перейдем к исповеди пред лицом священника. Самое первое дело для всякого православного человека в дни Великого поста - прийти в храм Божий на исповедь. Мы должны сознательно увидеть: сколько накопилось мерзости, озлобления, гордости, самооправдания в нас! И что самое страшное - такое состояние стало нам привычным, мы даже стремимся сравнивать себя не с людьми уподобившимися в своей жизни Богу, а с людьми павшими окончательно и тем себя утверждаем, тем отвращаемся от видения истинного состояния своего! Да послужат нам предостережением слова Псалмопевца: "Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь" (Пс. 5, 5-7).

Спору нет: трудно взглянуть на себя со стороны, особенно впервые. Но как необходимо сделать это. Исповедь есть лечебница духовная. И чем точнее расскажем мы Врачу душ и телес о том, что мучает нас, что болит у нас, тем скорее пошлет Он нам верное лекарство от скорби нашей, а следом - и исцеление. Прислушаемся к наставлению известного в начале нашего века подвижника - архиепископа Вологодского и Тотемского Никона: "...тебе самому нужно, чтобы ты вольною волею оторвал от своего сердца, с ненавистью отбросил от себя то, что томит твою душу, мучит твое сердце. Сделай же это с детской простотой, как дитя, когда его обижают: бежит к матери, бросается в ее объятия и изливает ей всю свою душу, все скорбное сердце. ...Выбрасывай со дна души твоей всякую нечистоту, всякое лукавство, все то, что тревожило и тревожит совесть твою, в чем тебе так хотелось бы оправдаться пред собою, чтобы успокоить совесть: не бойся, не смущайся. Бог и без твоей исповеди видит все тайны грешной души твоей, но Он хочет, чтобы ты сам, своим добрым произволением раскрыл перед Ним гноящиеся раны твои и вот именно - в присутствии духовника, который нужен тебе как свидетель твоего покаяния, как посланец Господа, который сказал ему: все, что ты разрешишь, будет и Мною разрешено, что свяжешь - будет и Мною связано... Да, твое произволение, твоя исповедь нужны для тебя самого. Это - потребность искренне кающейся души. Душа сама просит исповеди. Таков закон ее природы. Душа требует, чтобы яд греховный, который терзает ее в совести, был совершенно исторгнут из нее покаянием".

Вы спросите, как же настроить себя на такое нелицемерное самообличение? И этому учит нас Мать-Церковь. В первую неделю Великого поста за вечерним Богослужением в понедельник, вторник, среду и четверг читается Великий покаянный канон. В этом умилительном церковном песнопении собраны воедино все события ветхозаветной и новозаветной истории.

Почему к этому великому духовному опыту обращаются ныне лишь немногие? В дни чтения Великого канона православные храмы были всегда полны, но сколько из нас ни разу не слышали этих трогательных стихов, ни разу не соединяли свою молитву со звучащей в веках молитвой "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Ныне самое время сделать этот шаг.

Тому, кто начинает Великий пост с молитвы и покаяния, легче пройти все испытания предстоящих сорока дней. Но всякий больной после открытия ран своих нуждается в лекарстве исцеляющем и укрепляющем. Для православного человека нет здесь ничего выше величайшего из Таинств - причащения Животворящих Тайн Господних. Здесь мы соединяемся со Спасителем нашим "во оставление грехов и в жизнь вечную", становимся плоть от Плоти и кровь от Крови Его. "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день: ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие, ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем" (Иоан. 6, 53-56). Этого истинного Хлеба, сошедшего с небес, и не спешат принять многие. Потому надо ли удивляться, что так немощны мы в делах духовных, так изнемогаем под грузом своих прегрешений? А из немощей отдельных людей, из их нежелания трудиться над очищением души своей закономерно складывается немощь государства, беды народные, все то, чем мы потом пытаемся оправдать свое нерадение на ниве Господней. Вот круг и замкнулся на беду нашу.

Чтобы разорвать цепи общих скорбей, надо всякому человеку сделать шаг к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Если каждый православный, каждый крещенный в Святом Православии предпримет наступившим Великим постом посильный труд духовный - с искренним покаянным чувством исповедуется и причастится Святых Христовых Тайн за Божественной Литургией - то сколь очистится многострадальная земля наша!

В дни Великого поста утром в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных даров, а в субботу и воскресенье - полные Литургии. Взрослому можно выбрать любой из этих дней, а вот детей-младенцев в возрасте до четырех лет можно причастить только в субботу и воскресенье. Это должны помнить все, кто озабочен спасением душевным своих детей и внуков. Ведь чем раньше ребенок начинает считать храм Божий своим родным домом, тем больше надежды, что наставленный Матерью-Церковью избежит он напастей и губительных соблазнов, таких, как наркомания, алкоголизм и иных, которыми переполнена сегодняшняя жизнь наша.

Однако, возлюбленные братья и сестры, не только о себе надо нам заботиться. В покаянные дни Великого поста, когда усиливается всякая молитва, как можем мы не возносить молитвы об усопших сродниках и друзьях своих?

Во-первых, мы должны помнить и чтить постовые Родительские субботы. В эти дни всякий верующий должен обязательно прийти в храм Божий, принять участие в общей церковной молитве о всех отошедших в иной мир, заказать поминовение своих усопших сродников, возжечь свечи в оставление грехов почивших.

Возлюбленные мои! Я напоминаю вам, что земная жизнь наша неизбежно кончится и, может быть, очень скоро. Тогда так же, как ныне наши усопшие, и мы будем нуждаться в такой же молитве. Потому так правильно и хорошо в эти дни приходить в храм семьями, с детьми и внуками, с самых малых лет приучая чад своих к посильному молитвенному труду.

Конечно, может случиться, что в Родительскую субботу мы не сможем прийти в храм. Поэтому благочестивые миряне заранее предпринимают усилия, чтобы их усопшие не были забыты в эти и во все другие дни Великого поста, заказывая в храмах поминание "на весь пост".

Такое поминание "на весь пост" можно заказать в храме как о здравии, так и об упокоении.

Не могу не напомнить вам о седмице Крестопоклонной, когда во всех храмах выносится из алтаря Крест Христов и с этого часа до утрени следующей субботы совершается поклонение ему. Как же не прийти нам в эти дни в храм Божий? Как не поклониться Кресту Господню? Ведь Крест есть знамение будущего бессмертия нашего, знамение мудрости духовной, православной, крестной и сильной, оружие крепкое против всех сил зла, против всех противящихся Церкви. Им ограждаем мы себя, Им побеждаем, в Нем черпаем надежду в трудностях и скорбях.

Видите, возлюбленные мои, какое множество прекрасных благодатных возможностей духовного очищения открывает нам Великий пост. Неужели не воспользуемся ими? Неужели не захотим и ныне перемениться? Святой праведный Иоанн Кронштадтский так верно говорил об этом: "Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою - только имей охоту потрудиться!" Так поспешим, возлюбленные чада мои!

"Пост - весна душам. Пусть же благотворное и животворящее веяние Духа Божия коснется сердец ваших. Пусть оно пробудит в них зачатки духовной жизни. Пусть эта жизнь пустит ростки, и мы начнем - да, начнем быть христианами, если досель только назвались таковыми... Не медлите же обратиться к Господу - вы, имеющие счастье именовать себя чадами святой Матери-Церкви Православной!" Это наставление архиепископа Вологодского и Тотемского Никона да будет всем вам путеводным указанием.

По древней традиции и велению своего сердца пред наступлением Великого поста прошу простить меня, если я кого-либо обидел, оскорбил, сказал злое слово и преподаю всем вам, дорогие честные отцы, братья и сестры, Божие благословение на спасительные труды Великого поста.

+ Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий

назад к списку новостей